Каталог :: Медицина. Перекрест зрительных нервов описал древнегреческий врач


История Медицины - Стр 4

37. Гален, годы жизни и творчества, вклад в развитие медицины.

Величайшим ученым-медиком античного времени после Гиппакрата был КЛАВДИЙ ГАЛЕН (131-201 гг. н.э.). Его идеи главным образом основывались на учении Гиппократа, а также Аристотеля в врачей позднего периода Александрийской школы. Соответственно мировоззрению античного времени, Гален понимал целостность организма. «В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них». Спустя 6 столетий после Гиппократа он и систематизировал его гуморальную теорию патологии, которую полностью разделял. Гален представлял здоровье как равновесие и гармонию (краза) четырех элементов или соков тела: кровь, желчь, черная желчь, слизь (флегма): при болезни происходит нарушение правильного смещения соков (дискразия), после их «сварения» (кокцио) и удаления из организма вредностей наступает выздоровление. Это служило основанием для широкого применения слабительных, рвотных, потогонных, частых и больших кровопусканий. О чрезвычайной привлекательности и живучести этой теории свидетельствует ее признание вплоть до XIX века.

Гален высоко ценил открытый Гиппократом первый научный закон медицины, утверждающий, что природа — лучший из врачей. Гален был универсальным ученым, автором около 400 трудов (Б. Д. Петров), в области же медицины его огромные заслуги состоят в тщательном и подробном изучении анатомии и физиологии человека — фундаментальных наук врачебного образования. Эти обширные исследования изложены в книге о «Назначении частей человеческого тела». В его трудах, в том числе и п упомянутом выше, неустанно восхваляется целесообразность строения и функции каждого органа человека и животного; телеологические объяснения были решающими. Вместе с Аристотелем он утверждал, что природа ничего не делает без цели. Гален, давая анатомо-физиологнческие описания, все рассматривает под углом зрения «для чего», а не «почему», объясняет их полезность.

В практической медицине Галену принадлежит заслуга изучения у больных пульса, о котором Гиппократ не упоминает; он различал 27 вариаций пульса. Он писал: «Науку о пульсе я сделал делом всей моей жизни,— и добавляет,— но кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда никто не признает другого бога, кроме богатства» . Изучая — особенности болевых ощущений, он первый пытался различить место их возникновения — апоневроз, плевра, кость, вены и т. п. В дело исследования больного Гален вносит рациональные требования: видимые симптомы следовало связать с повреждением определенного, органа, затем определить природу поражения (воспаление и т. п.), а также установить причины (жар или холод, влажность или сухость). Изучение Галеном лихорадок - болезней, не имевших локализации и привлекающих особое внимание врачей с самого начала медицинской помощи, было очень тщательным.

40. Медицина Византийской империи – преемница греческой и элинистической медицины: особенности развития медицины и медицинского дела, санитарно-технические сооружения.

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Предыстория ее начинается во времена правления императора  Великой Римской империи Константина (306— 337), который известен, в частности, введением христианства в качестве государственной религии и созданием новой столицы, которую он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой древнегреческий городок Византии на западном берегу Босфора. В годы его правления в г. Византии было построено 30 дворцов и храмов, более 4 тыс. здании для знати, два театра, цирк, ипподром, более 150 бань и 8 акведуков. В мае 330 г. состоялось торжественное открытие новой столицы, которая впоследствии была названа КЬнстан: тинополем, т. е. «градом Константина» (ныне Стамбул).

В конце IV в., под натиском «великого переселения народов» Римская империя, сотрясаемая постоянными кризисами, ослабела еще больше. Ее восточные провинции (включавшие в себя Грецию, Центральные и Восточные Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет) уже при Диоклетиане (284—305) получили самостоятельное управление, а в 395 г. окончательно отделились от Рима как Восточная Римская (Византийская) империя.

Западная Римская империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством Одоакра свергли последнего за-паднорИмского императора Ромула.Ав-"густула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

. Иная судьба была-у Восточной Римской империи со столицей Константинополем. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась . высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных- изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией,

^странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

В период своего существования Восточная Римская империя называлась Империей Ромеев,. или Романией. «Византия»,    или    «Византийская империя» — условное научное название, введенное историками уже после того, как Империя Ромеев, завоеванная турками, перестала существовать. Происходит оно от первоначального названия столицы империи г. Византия и в настоящее время является общепринятым в мировой литературе.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Своего наивысшего могущества Византийская империя достигла во времена Юстиниана I (527—565). В VI в. в состав Византии входили. Балканы и. Малая Азия, острова Эгейского моря и некоторые, районы Северного Причерноморья, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка. Даже после того, как в VII в. Византия потеряла завоеванные арабами Сирию, Палестину и Египет, она продолжала Оставаться крупной державой- эпохи раннего средневековья (рис. 62). Вплоть до XII в. она являлась самым К5'льтур-ным государством Европы и оказывала большое влияние на развитие соседних стран. Торговый флот Византии господствовал в Средиземноморье до XI столетия. Ее столица Константинополь была «золотым мостом между Востоком и Западом», «царем городов» и «Римом. Востока».

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской  Русью,  началось  взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи— Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

 

39. Основные достижения древнеримской медицины.Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом. Их краткость и простота и по сей день восхищают юристов. Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на выборных чиновников – эдилов, которые следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ. Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы – клоаки. Подземные источники и небольшие речки не могли обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков – каменных арочных мостов и подземных труб для подачи воды из горных источников.Широкое распространение римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, в столице Риме и небольшом городке Помпеях. Первые термы в столице – г. Риме – были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Многие богатые римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для их содержания они выделяли специальные поместья. Римские термы были не только гигиеническими сооружениями – они являлись также общественными и культурными центрами. При них располагались библиотеки, залы для пиров и собраний, где часами дискутировали философы.В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.

38. Труды Сорана из Эфеса.

Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женских болезнях», которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии. Сораном был написан и ряд других трудов: «Об острых и хронических болезнях» (было переведено в V в. на латыньЦелием Аврелианом, «О переломах», «О повязках» и др. В своих трудах широко ссылался наГиппократаи написал его биографию.

studfiles.net

Реферат Медицина Медицина в древней Греции и древнем Риме

Содержание. 2 Введение. 3 Медицина в Древней Греции. 4 Медицина в Древнем Риме. 10 Заключение. 19 Список литературы.. 20 На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так называемая храмовая медицина: врачебные функции осуществляли жрецы (напр. в Египте, Ассирии, Индии). Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи — охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности великого древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.), который превратил наблюдение у постели больного в собственно врачебный метод исследования, описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей среды, прежде всего климата, в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Его справедливо называют отцом медицины. Конечно, лечение в ту эпоху не имело научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни (слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых якобы ведут к болезни. Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Герофилу и Эрасистрату (3 в. до н. э.), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных. Исключительно большое влияние на развитие медицины оказал римский врач Гален: он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству, гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих медецинских отраслей внес много нового и попытался построить научную систему медицины. В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции. Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов. О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”. О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились. В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая. Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.” Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением: Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством. Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит. Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка. Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок. Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады” В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных трупов. Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции. В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить. Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины. Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”. В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам. После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. “Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя. В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода. Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой. По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии. Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней. Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений. Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики. Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения. Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа. Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом. Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта. Значительная часть древнейших римских письменных памятников погибла. Судить об их содержании можно по произведениям более поздних авторов. Из дошедших до нас сочинений для характеристики развития медицины в Древнем Риме особый интерес представляют: поэма “о природе вещей” Тита Луреция Кара, трактат “О медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого тела” выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о медицине Древнего Рима являются также греческие и латинские эпиграммы – короткие, но богатые по содержанию стихотворения, отражающие деятельность врачей. В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой. она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз.” В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской империи стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела. Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содержать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких молодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом. После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице больных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу. Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвергался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения. Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них основал Асклепиад. Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобождались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыжесечение или камнесечение. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей перед государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача. В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистический и идеалистический. Материалистические тенденции. Мировоззрение древних римлян в значительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии и истории. “Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасывались отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса.” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов. В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко. Обширную информацию о римской медицине дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии. При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились. Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков. Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII. Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде. Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Римской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным трудам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности. Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской философии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства. Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тенденции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – рядом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составление гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров. Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся произведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообусловленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокрита” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В области медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена. Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье архитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохранил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения погибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей. Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет работал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гладиаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной медицинской практикой. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппократова сборника”. Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом. Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения. Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно правильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый- богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обоснования кругового движения крови было дано только спустя сто лет английским ученым У. Гарвеем. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препараты”. Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе. Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой. Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном могут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследователь природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург. Ученые и натуралисты древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они обобщили полумагические системы древнего Египта, Вавилона, Персии и в результате экспериментов, сумели перевести медицину с уровня магии и заговоров на научный уровень. Конечно, несовершенство техники того времени и незнание людьми фундаментальных законов естества не позволили им полностью избавиться от заблуждений в сфере человеческого тела, однако то, что было сделано, действительно заслужило того, чтобы имена ученых и простых медиков древнего мира были внесены в анналы истории. С падением Западной Римской империи в 476 г. древняя рабовладельческая система Западного средиземноморья перестала существовать. Наступил новый период истории – эпоха феодализма. Достижения древних рабовладельческих цивилизаций Греции и Рима легли в основу последующего развития европейской, а вместе с ней и мировой культуры. 1. Большая медицинская энциклопедия, Глав. Ред. Б. В. Петровский. Изд. 3-е [в 30-ти т.] М., «Сов. энциклопедия», 1980. Т. 14 Медицина - Меланоз. 496 с. с илл., 16 л. вкл. 2. Заблудовский П. Е История медицины./Методическое пособие - М.: Медицина, 1998. - 113 с. 3. Карпов В.П. Гиппократ, М.: Аст, 1994. - 654с. 4. Пицхелаури Т. З. Авл Корнелий Цельс и его медицинская энциклопедия // Сов. здравоохранение. - 1979. - № 4. - с. 70-72. 5. Пицхелаури Т. З. Клавдий Гален - классик античной медицины// Сов. здравоохранение - 1980.- № 4. - с. 70-71. 6. Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил. 7. Сорокина Т. С. Медицина в Древнем Риме// Фельдшер и акушерка.- 1983.- № 12.- с. 38-43. 8. Чикин С. Я. Врачи-философы.- М., 1990.- С.41-46.

works.tarefer.ru

Великие врачеватели и философы Древней Эллады

ЭХО ИСТОРИИ

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

В Древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Поэтому все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.

Так, выдающийся философ древнего мира Демокрит, которого К. Маркс и Ф. Энгельс называли «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков», в своих сочинениях уделял значительное внимание вопросам медицины.

В его трудах встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии хамелеона и эмбриологии, об эпидемических болезнях и прогностике.

Материалистические позиции Демокрита в области медицины четко выражены в его известных словах: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Невоздержностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной профессией. В начале классического периода истории Древней Греции (VI—V века до н. э.) рамки семейных школ расширились: в них стали принимать одаренных учеников из других семей и даже из других городов-государств Древней Эллады.

Так сложились передовые врачебные школы Древней Греции. Среди них книдская (город Книд на западном побережье современной Турции) и кротонская (город Кротон на территории современной Италии), которые процветали уже в VI веке до н. э.

Во главе кротонской врачебной школы стоял Алкмеон (VI—V века до н. э.) — «муж, искусный в естествознании, первый (среди греков) дерзнувший приступить к разрезыванию тел (животных)»; он описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный впоследствии евстахиевой трубой), рассуждал о головном мозге как органе познания и причине некоторых болезней.

Позднее, в V веке до н. э., на острове Сицилия была создана знаменитая сицилийская врачебная школа, которая оставалась известной во времена Платона и Аристотеля. Ее основатель — Эмпедокл (около 495 — около 435 года до н э.) был философом, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом: ему приписывают спасение города Селинунта от вспышки массового заразного заболевания.

Великие врачеватели и философы Древней Эллады | Эхо истории Изображение больного на мраморной плите, найденной в Опоросе.Афины. Национальный музей.

И все же самой известной в Древней Элладе была косская врачебная школа (остров Кос в восточной части Эгейского моря). Первые достоверные сведения о ней относятся к 584 году до н. э , когда жрецы Дельфийского храма попросили врачевателя Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса остановить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос.

Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание Исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Многие врачеватели прославили косскую школу, однако ее наивысший расцвет связан с именем Гиппократа Второго Великого (около 460 — около 377 года до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ.

Великие врачеватели и философы Древней Эллады | Эхо истории Титульный лист первого издания«Гиппократова сборника медицинского...»на латинском языке. Рим, 1525.

ГИППОКРАТ И «ГИППОКРАТОВ СБОРНИК»

Самые первые биографии Гиппократа, или Иппократа (в переводе с древнегреческого — «укротитель коней») были написаны не ранее чем несколько столетий спустя после его смерти.

Их авторы (Соран, Свида, Цец и другие) не были современниками Гиппократа, и потому их повествования носят отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.

Достоверные сведении о жизни Гиппократа весьма ограничены. Так, Свида, живший в X веке, представляет Гиппократа следующими словами. «Гиппократ — косский врач, сын Гераклида... стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства...

Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия Леонтинского, ритора и философа, по утверждению некоторых — даже Демокрита Абдерского...

Имея двух сыновей, Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоронен в Лариссе Фессалийской».

По отцу Гиппократ принадлежал к знатному роду асклепиадов (потомков Асклепия). В роду Асклепия было по меньшей мере семь Гиппократов. Гиппократ Великий был вторым.

Он много путешествовал, и слава о нем распространилась во многих государствах.

«Книги, написанные Гиппократом, всем, соприкасающимся с врачебной наукой, известны и ценятся, как глас бога, а не исходящий из уст человеческих».

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам, на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни.

Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II веке н. э. показывали ее путешественникам.

Понять Гиппократа можно только через призму его эпохи. По определению К. Маркса, это был период «высочайшего внутреннего расцвета Греции», когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей.

В политике это был век Перикла, в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Левкиппа, Демокрита Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии— век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества — век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины — век Гиппократа, Эврифона, Праксагора.

В то время не было принято составлять биографии великих людей, и редкие достоверные сведения о них мы можем черпать только из дошедших до нас рукописей их великих современников и последователей. Так в диалогах Платона Гиппократ дважды упоминается с большим пиететом.

Великие врачеватели и философы Древней Эллады | Эхо истории Ахилл перевязывает рану Патроклу.Рисунок на античной вазе. V век до н. э.Берлин. Государственные музеи.

В труде Аристотеля «Политика» его имя — веский тезис аргументации «По численному количеству жителей считается (государство) великим, а следует обращать внимание не на количество, а на силу... подобно тому, как о Гиппократе скажут, что он не как человек, а как врач, более велик, чем тот, который превосходит его величиной тела».

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III веке до н. э. — в знаменитой Александрийской библиотеке.

В то время в Александрии, столице эллинистического Египта, правили Птолемеи, преемники Александра Македонского, которые покровительствовали развитию различных областей знания.

По их повелению со всего света свозились в Александрию древние рукописи на различных языках из ближних и дальних заморских стран. Были среди них и медицинские тексты на древнегреческом языке.

Впоследствии все они (в количестве 72) были объединены в «Гиппократов сборник», названный в честь легендарного врача Древней Эллады.

Различный стиль текстов, полемика и даже явное противоречие между отдельными сочинениями не оставляли сомнения в том, что «Гиппократов сборник» составлен из произведений многих авторов, принадлежавших к различным врачебным школам Древней Эллады.

На протяжении нескольких веков ученые многих стран мира изучают этот вопрос.

Большинство из них считает, что наиболее выдающиеся произведения сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О ранах головы», «О переломах», «О диете», — а возможно, и некоторые другие принадлежат Гиппократу и отражают традиции косской врачебной школы, которая взрастила его и славу которой он умножил своим искусством.

«Гиппократов сборник» — энциклопедия древнегреческой медицины классического периода. Он отразил материалистические представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека и окружающей природы, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрал в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.

Великие врачеватели и философы Древней Эллады | Эхо истории Хирургические инструменты классическогопериода истории Древней Греции.Из коллекции Т. Мейера-Штейнега.

«КЛЯТВА» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Элладе. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».

Все вместе они дают цельное и четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях которые предъявлялись к нему «по закону медицинскому»: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больным, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости, неукоснительно следовать высоким нормам морали.

Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Когда впервые была составлена «Клятва», неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создала до Гиппократа. В III веке до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.

Ярким примером тому является последнее дополнение, которое было внесено в официальный текст «Клятвы врача Советского Союза» в ответ на призыв III конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 году.

Вот эти строки: «Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».

Этот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов Земного шара и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.

Этому служила «Клятва» древнегреческих врачей, которая обеспечивала им доверие общества: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Законы врачебной этики в Древней Греции были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях»: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

По материалам журнала "Здоровье" 10.1989 г.

Мифология и врачевание в Древней Элладе >>>
ЭХО ИСТОРИИ

zdorov.liferus.ru


Смотрите также