Лексические нормы и ошибки употребления. Проведенная эндоскопия осложнилась конъюнктивитом лексическая ошибка


Лексические ошибки

В последнее время с каждым новым принятым законодательным актом правила русского языка упрощаются, причем это упрощение порой доходит до абсурда. Казалось бы, говори, как хочешь, пиши, как слышишь. Однако лексические ошибки, связанные с неверным использованием слов, подменой значений, все так же бросаются в глаза. Стоит рассмотреть более подробно эту тему и попытаться усовершенствовать свою речь.

Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, направленный на изучение словарного состава языка с различных сторон: изменение значения слов, их происхождение, внедрение заимствованных слов и т.д.

Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект, и так далее. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Для лучшего понимания необходимо обратиться к практике. Рассмотрим основные лексические ошибки.

Примеры:

  1. Нарушение лексической сочетаемости

Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять.

Такие лексические ошибки встречаются часто, когда люди «выдергивают» из устоявшейся фразы глагол и употребляют его там, где он не уместен.

В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша априори не может быть треугольной.

2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла

Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.

3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части:

- бессмысленный повтор слова

Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свеклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт.

Слово "магазин" успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.

- тавтология

Здесь не любят нездешних.

Сначала мне показалось, что в начале предложения должна стоять запятая.

- плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов

В это данной книге много картинок.

Рассмотрим еще некоторые лексические ошибки.

4. Неуместное применение слова иностранного происхождения

В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения.

Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.

5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим.

Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет.

Вчера мы вместе ходили на праздный ужин. Праздной может быть жизнь, а ужин – праздничный.

Таким образом, мы разобрали распространенные лексические ошибки, примеры которых были рассмотрены выше. Безусловно, этот список не исчерпывающий - можно вспомнить про архаизмы, неологизмы, антонимы и многое другое, но хотелось остановиться подробнее именно на популярных ошибках, которые у всех на слуху.

Нарушение лексических норм не должно становиться привычкой, от такого положения дел необходимо отходить. Известен народный и проверенный способ совершенствования речи, который требует лишь желания и времени. Классика. Да, именно, читайте отечественную классику с ее оборотами и завихрениями, сводя, тем самым, к минимуму лексические ошибки в своей речи.

fb.ru

Осложнения эндоскопии - Эндоскопия

Необходимо помнить об осложнениях эндоскопии, которые мо­гут развиться как до, так и во время или после исследования.

Осложнения эндоскопии могут быть обусловлены следующими причинами.

A)     Вследствие аллергии к применяемым лекарственным средствам (анестети­кам, антибиотикам и др.)»

Б)    От техники выполнения процедуры:

  • «Заворачивание» эндоскопа в желудке и ретроградное проникновение в пи­щевод. (В подобных случаях не следует пытаться извлечь аппарат наружу или завести его обратно в желудок, т.к. эндоскоп сжат мышцами кардии и спазм усиливается при резких движениях. Для выхода из создавшейся ситуации необходимо под общей анестезией осторожно ввести в пищевод второй ап­парат с торцевой оптикой, визуализировать торец ущемленного эндоскопа и осторожно провести его обратно в желудок, упираясь торцом в торец и «фик­сируя» биопсийными щипцами.)
  • Травма стенок органа с развитием кровотечения или перфорации при вве­дении эндоскопа, кровотечение при контакте с варикозно расширенными венами, аррозированным сосудом
  • Повреждение грушевидного синуса
  • Заворот тонкой кишки с развитием клиники острого живота и шока
  • Рефлекторные реакции в виде ларинго-бронхоспазма, кардиальных прояв­лений.

B)     Вследствие трансэндоскопических операций и манипуляций:

  • Кровотечение или перфорация после электрохирургических вмешательств (резекция новообразования при ранних формах рака, полипэктомии, эн­доскопических электрохирургических манипуляциях на большом дуоде­нальном сосочке, при биопсии из дна язвы, опухоли, ножки полипа или из ложа удаленного полипа и т.д.)
  • Аспирационные пневмонии
  • Возникновение инфекционного заболевания (вирусные гепатиты, ВИЧ и др.)
  • Могут встречаться рефлекторные реакции в виде ларингобронхоспазма, кардиальных проявлений.

В числе возможных осложнений рассматриваются такие явления, как гипоксия, бессимптомная аритмия, а также преходящая септицемия во время и после исследо­вания, клиническое значение которой пока неясно. Следует подчеркнуть, что ослож­нения могут являться следствием диагностических ошибок и неоправданного исполь­зования эндоскопии.

Эндоскопист обязан знать возможные виды осложнений, всегда быть готовым заподозрить их при соответствующих обстоятельствах.

Сердечно-сосудистые и легочные осложнения составляют 50% от числа всех воз­никающих. В половине случаев они являются причиной смертельных исходов. Риск со­судистых нарушений повышается при сопутствующих заболеваниях и с увеличением возраста больных. Примерно у 40% пациентов отмечены изменения, связанные с вен­тиляционными нарушениями. Их развитие возможно за счет назначения седативных препаратов, а также вследствие присутствия инородного тела в нижней части глотки. Результаты рандомизированных исследований свидетельствуют, что при использова­нии эндоскопов диаметром менее 8 мм и отказе от применения седативных средств риск развития вентиляционных нарушений достоверно ниже и составляет 8%.

Пневмонии и легочные инфильтраты часто возникают после ургентных эндоскопий, а предшествующая интубация для принудительной вентиляции легких не всегда предотвращает их развитие. Гипоксия может усилиться вследствие аспирации в ре­зультате местной анестезии глотки.

Аспирация и аспирационные пневмонии не являются частыми осложнениями. Они возникают обычно при экстренной эндоскопии, например при кровотечении из верхнего отдела желудочно-кишечного тракта. Несмотря на высокую частоту, дыха­тельные расстройства переносятся пациентами сравнительно легко.

Аритмии и изменения на ЭКГ регистрируются у 7-50% больных, которым прово­дится гастроскопия. Их появление чаще отмечается при сердечных и обструктивных легочных заболеваниях. Частота тяжелых сердечных нарушений невелика. Монито­ринг не предотвращает развития указанных осложнений. Однако он позволяет свое­временно оценить состояние больного и определить тактику его ведения у всех паци­ентов, которым назначается эндоскопическое исследование. Следует учитывать также статус больного и наличие у него предшествующих болезней. Более строгими должны быть показания к исследованию у больных с сердечно-сосудистыми и легочными за­болеваниями.

Для уменьшения риска исследования у пожилых людей с сопутствующей пато­логией необходимо ограничить или исключить назначение седативных препаратов и пользоваться лишь местной анестезией. Аритмии чаще возникают у пациентов с бо­лезнями сердца. Несмотря на высокую частоту их развития, вероятность таких гроз­ных осложнений, как остановка сердца, коллапс или инфаркт миокарда, невелика.

При мониторировании во время колоноскопии у 17% пациентов регистрируют­ся вазовагальные реакции. При этом для их купирования достаточно извлечь колоно- скоп. Введение холинолитиков требуется редко. Возникающие изменения у подавляю­щего большинства больных преходящи и приводят к явным болезненным нарушени­ям менее чем в 0,5% случаев.

Постоянное мониторное наблюдение за пульсом, артериальным давлением и ЭКГ позволяет свести до минимума число сердечно-легочных нарушений, которые могут возникнуть в период исследования. Мониторному наблюдению подлежат пациенты групп риска, в которые должны быть включены лица старше 60 лет, а также страда­ющие тяжелыми болезнями сердечно-сосудистой системы, легких, печени и почек. В профилактике гипоксии хороший эффект достигается при назначении кислорода до и во время исследования.

Перфорация — редкое, но грозное осложнение эндоскопического исследования. Ее частота варьирует в пределах 0,03-0,4%. Глотка и пищевод являются наиболее опас­ными зонами, где может возникнуть перфорация при «верхней» эндоскопии. Реже всего эти осложнения наблюдаются при плановых исследованиях опытным эндоскопис­том у больных с нормальным анатомическим строением глотки и пищевода. Частота данного осложнения при диагностической эндоскопии составляет, по данным различ­ных авторов, 0,03-0,1%. К факторам риска перфорации относятся: остеофиты шейно­го отдела позвоночника, ценкеровский (гипофарингеальный) дивертикул, стриктура пищевода. Во время диагностического исследования перфорация возможна при про ведении аппарата в шейном отделе пищевода. Чаще она возникает при «слепом» вве­дении и форсированном пассаже. Риск развития этого осложнения возможен у паци­ентов, находящихся без сознания. Повреждения в средней и нижней трети пищевода редки, за исключением тех случаев, когда его просвет сужен вследствие опухоли или других причин.

Важнейшее условие эффективности лечебных мероприятий — ранняя диагнос­тика. Лечение, отсроченное более чем на сутки, достоверно снижает выживаемость больных.

«Инструментальная» перфорация и ее симптомы зависят часто от локализации повреждения.

Перфорация шейного отдела сопровождается болью в этой области, дисфагией и болью при глотании, подкожной эмфиземой. При разрыве в грудном отделе появ­ляется боль в груди, сочетающаяся с дисфагией и подкожной эмфиземой. Поражение абдоминального отдела проявляется симптомами острого живота. Могут наблюдать­ся и атипичные симптомы. Тогда осложнение может быть заподозрено при появлении лихорадки, поверхностного дыхания и других труднообъяснимых признаков.

При появлении малейших подозрений на перфорацию пациент немед­ленно должен быть госпитализирован и обследован рентгенологически на наличие свободного газа в средостении, грудной и брюшной полостях, ретроэзофагеальном пространстве. Проходит около часа до появления признаков расширения средостения. Затем для исследования применя­ют водорастворимые контрастные препараты вне зависимости от дан­ных обзорной рентгенографии. Рентгенологическое исследование явля­ется основным как для установления факта и зоны поражения, так и для оценки его распространенности и степени тяжести. Если исследование с водорастворимым контрастным веществом дало отрицательный резуль­тат, следует использовать барий. В том случае, когда и эта проба оказалась отрицательной, а подозрение на перфорацию остается, показано повтор­ное исследование.

К осложнениям, связанным с колоноскопией, относятся нарушения, возникаю­щие при подготовке к исследованию. Хорошо подготовленная кишка, свободная от фекальных масс, позволяет оценить состояние слизистой оболочки и сократить время исследования, уменьшает газообразование и сводит к минимуму загрязнение брюш­ной полости в случае перфорации.

Любой метод подготовки толстой кишки к исследованию может оказаться опас­ным при частичной непроходимости или при выраженном воспалительном процессе, поэтому он должен соответствовать клинической ситуации.

Перфорация является одним из наиболее тяжелых и клинически значимых ос­ложнений диагностической колоноскопии. Ее частота и летальность при этом ослож­нении составляют, по данным литературы, 0,1-0,8 и 0,14-0,65% соответственно.

Колоноскопия является причиной 34% перфораций, возникающих при эндоско­пических исследованиях желудочно-кишечного тракта. Перфорация возникает вследс­твие механического или пневматического воздействия. При проникновении в брюш­ную полость может развиться разлитой перитонит. Однако он может быть локализован и ограничен, например, при перфорации в ретроперитонеальное пространство или при ограничении тканями, прилегающими к зоне поражения.

Наиболее частая причина перфорации — форсированное введение колоноско- па, приводящее к множественным продольным повреждениям серозной оболочки на противобрыжеечной стороне кишки. Риск перфорации повышается при использова­нии дополнительных дренажных трубок и других приспособлений, если они введены неправильно. Перфорация может возникнуть при проведении аппарата через нерас­познанный дивертикул, сужение кишки, возникшее вследствие рубцовых изменений, зону опухоли или зону выраженного воспаления, а также при пневматическом пов­реждении проксимальных отделов толстой кишки. Наиболее слабыми местами явля­ются тонкостенная слепая кишка и правая часть толстой кишки. Перфорация при ис­пользовании биопсионных щипцов возникает крайне редко и возможна при выражен­ных воспалительных изменениях слизистой оболочки.

Описано осложнение при диагностической колоноскопии в виде нарушения целостности кишечной стенки, сопровождающееся пневмомедиастинумом, пнев­мотораксом и пневматозом кишки. Благодаря ранней диагностике перфорации зна­чительно улучшается исход осложнения.

Подозрение о перфорации возникает при появлении жировых подвесок в поле зрения при выведении аппарата, невозможности «удержать» просвет кишки при ин- суффляции, внезапном прекращении сопротивления при введении аппарата, растяже­нии брюшной стенки и появлении жалоб пациента на усиливающуюся боль в животе. Симптомы перфорации вариабельны и зависят от различных факторов, в том числе от размера, места и механизма прободения, объема перитонеального выпота, имею­щейся патологии толстой кишки и общего состояния больного. После завершения процедуры жалобы на боли у пациента должны прекратиться. Перфорацию следует заподозрить, если боли не проходят, усиливаются и принимают разлитой характер в последующие 3 часа, особенно при сочетании с локальным или распространенным на­пряжением брюшной стенки, симптомами мышечной защиты и другими признаками перитонита.

Каждому пациенту при подозрении на перфорацию следует немедленно провести рентгенологическое исследование брюшной полости. Исследуют­ся боковые каналы и надпеченочное пространство на наличие свободного газа. Перфорация при отсутствии пневмоперитонеума бывает в тех случа­ях, когда количество свободного газа незначительно. При отрицательных данных рентгенологического исследования свободный газ в брюшной по­лости может быть обнаружен при компьютерной томографии.

Описаны случаи бессимптомных микроперфораций после колоноскопии с раз­витием подкожной эмфиземы и пневматозом кишки. Это может произойти при мик­роперфорациях, которые самостоятельно закрываются при незначительном загрязне­нии брюшины.

Как только диагноз установлен, требуется консультация хирурга.

Консервативное лечение пациента должно быть строго индивидуальным и на­значаться совместно эндоскопистом и хирургом. Предусматривается отказ от приема пищи, назначение антибиотиков широкого спектра действия и парентеральное пи­тание. Рекомендуется использовать назогастральный зонд с боковыми отверстиями. Прием пищи запрещен до тех пор, пока при контрастном исследовании через 5-7 дней не подтвердится наличие интактного пищевода.

Обсуждается вопрос, все ли пациенты, у которых возникла перфорация толстой кишки, подлежат хирургическому лечению, или у части из них можно ограничить­ся консервативными мероприятиями. Глубокие исследования и проспективные конт­ролированные наблюдения по этому вопросу отсутствуют.

Главным фактором риска при перфорации является перитонеальное загрязне­ние. Поэтому эффективность лечения зависит от качества подготовки кишки к коло- носкопии. Начальное консервативное ведение может быть предпринято при отсутс­твии у пациентов клинических проявлений, при небольшом количестве свободного газа в брюшной полости, забрюшинном пространстве и средостении или у больных с ограниченной перфорацией, когда через 12-72 ч после колоноскопии имеются только локальные симптомы перитонита и нет диссеминации инфекции. За такими больны­ми требуется мониторное наблюдение (совместно с хирургом) для контроля за воз­можным поступлением кишечного содержимого и генерализацией инфекции.

Риск развития кровотечения при эзофагогастродуоденоскопии невелик. Наибо­лее часто оно развивается при возникновении синдрома Маллори-Вейсса и при био­псии слизистой оболочки. Частота кровотечений, по данным разных авторов, состав­ляет 0,01-0,1%. Пациенты с нарушениями функции свертывающей системы должны наблюдаться особо.

Принципы ведения больных, у которых возникло кровотечение при эндоскопии, полностью соответствуют таковым при кровотечении из верхнего отдела желудочно- кишечного тракта другой этиологии. Повторное эндоскопическое исследование в этих случаях необходимо, несмотря на то, что кровотечение было спровоцировано инстру­ментальным исследованием.

Кровотечение при диагностической колоноскопии возникает крайне редко, а его частота не превышает 0,05%. Как правило, оно безопасно и не требует госпитализа­ции пациента. Обычно оно возникает при биопсии или вследствие травмы выступа­ющих образований, например опухоли или внутренних геморроидальных узлов. При отсутствии нарушения свертывающей системы крови электрокоагуляция в подобных ситуациях, как правило, не требуется.

Имеются сообщения о повреждении селезенки во время диагностичес­кой или лечебной колоноскопии в результате чрезмерного растяжения селезеночно-кишечной связки или спаек. У пациентов с подобными повреж­дениями в течение 6-24 ч после колоноскопии развиваются симптомы раз­дражения блуждающего нерва, появляется ощущение дискомфорта или боль в левой половине живота.

Компьютерная томография — наиболее информативный метод иссле­дования, позволяющий выявить гематому и разрыв селезенки и/или при­сутствие крови в брюшной полости.

Перенос возбудителей инфекции при эндоскопии обусловливается неудовлет­ворительным обеззараживанием эндоскопов, возможным загрязнением их при ав­томатической обработке, невозможностью очистить аппарат, несмотря на использова­ние стандартных методов дезинфекции и стерилизации.

Прямая передача ВИЧ возможна только при непосредственном внедре­нии его с кровью или спермой. Большинство общепринятых способов дезинфекции

 

и 1 активируют вирус. Правильная очистка и дезинфекция полностью обеззараживают эндоскоп после экспериментального загрязнения. Данные о переносе вируса СПИД эндоскопом в литературе отсутствуют.

Проблема профилактики передачи инфекции больному при эндоскопическом исследовании важна и актуальна. Адекватная обработка аппаратов позволяет пред­отвратить передачу возбудителя инфекции от пациента к пациенту. После эндоскопи­ческих исследований возможно обсеменение эндоскопов и биопсионных щипцов Heli­cobacter pylori. Случаев передачи ВИЧ не описано, редки наблюдения передачи вируса гепатита В.

По рекомендации Американской ассоциации кардиологов назначение антибио­тиков перед эндоскопией показано для профилактики инфекционного эндокардита при склерозирующей терапии и дилатации пищевода пациентам, ранее перенесшим это заболевание, с протезом сердечного клапана, врожденным или ревматическим по­роком сердца, пролапсом митрального клапана с регургитацией, а также с гипертро­фической кардиомиопатией.

Медицинский персонал также подвержен риску заражения при эндоскопии пос­редством внедрения инфекции через точечные повреждения, а также при контакте с загрязненным эндоскопом или оборудованием. Три вида передаваемых с кровью ин­фекций представляются наиболее важными: вирусы гепатита В, С (HBV, HCV), а так­же вирус иммунодефицита человека.

В качестве меры профилактики прежде всего необходимо выделить группу по­вышенного риска. Весь персонал, участвующий в эндоскопии, должен быть вакцини­рован от гепатита В, пользоваться защитной одеждой и соответствующим оборудова­нием.

Схема вакцинации:

  • В экстренных случаях: 1-я доза, через месяц — 2-я доза и еще через месяц — З-я доза;
  • Стандартная схема: 1-я доза, через месяц — 2-я доза, З-я доза — через б месяцев.

Высокий процент эндоскопических диагнозов ассоциирован с геликобактерной инфекцией. Вместе с тем соответствующая чистка и дезинфекция аппаратуры позво­ляют эффективно уничтожить инфекцию.

surgeryzone.net

Лексические нормы современного русского литературного языка

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждено на заседании

кафедры русского языка

20 июня 2011 г.

Методическая разработка по курсу

"Русский язык и культура речи"

для бакалавров очной формы обучения.

Лексические нормы

современного русского литературного языка

Ростов-на-Дону

2011

УДК 808.2

Методическая разработка по курсу "Русский язык и культура речи" для бакалавров очной формы обучения. Лексические нормы современного русского литературного языка. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011. – 24 с.

Включает в себя основные теоретические положения по лексическим нормам современного русского литературного языка, практические и творческие задания для самостоятельной работы бакалавров.

Цель разработки – помочь бакалаврам освоить нормы современного словоупотребления.

Электронная версия находится в библиотеке, ауд. 224.

УДК 808.2

Составители: д-р филол. наук, проф. Н.М. Локтионова,

канд. филол. наук, доц. Ю.Е. Ларина

Рецензент: канд. филол. наук, доц. Т.Н. Атарщикова

Редактор Т.М. Климчук

Доп. план 2011 г., поз. 2

Подписано в печать 08.07.11. Формат 6084/16. Бумага писчая. Ризограф.

Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ 210

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

ÓРостовский государственный строительный университет, 2011

Лексические нормы(или нормы словоупотребления) литературного языка связаны с правильным употреблением слова в речи. Слово должно употребляться в том значении, которое зафиксировано в словарях русского языка.

Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях.

Слово как индивидуальную единицу, а также совокупность слов (или словарный состав, лексику) изучает раздел науки о языке, который называется лексикология. Лексикология изучает все вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка, определяет место слова в лексической системе языка и в системе функциональных стилей.

Проблема лексических норм носит весьма широкий характер: это и развитие семантического значения слова (сужение или расширение), и необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации, и ошибки в словоупотреблении, связанные с явлениями полисемии, омонимии, паронимии и т.п.

Задание 1.Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Наш язык … (удивительное, изумительное, прекрасное, необычайное, поразительное, феноменальное) явление. Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Задание 2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. Сотрудники отдела должны (подчиняться, слушаться, покоряться, повиноваться) директору института. 2. На улице (жестокий, бессердечный, злой, лютый, бесчеловечный) мороз. 3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить) конструкцию горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успех. 7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на … (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Задание 3.Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения.

1. Первоочередноевнимание мэр уделитувеличениюуровня благосостояния. 2. Впросторномаквариуме под мелодичныйшелестфонтанчиковносятсязолотые рыбки. 3. Пепельницавыпала из рукВладислава ираскололасьна мелкие кусочки. 4. Лихачейнеизменно встречаетавария. 5. Наш районхарактеренсвоей промышленностью, его продукциюуважаютв России и за рубежом. 6. Наша область славитсявозделываниемхороших оренбургских платков. 7. Втранспортировкекормов участвует семь подвод.

Задание 4.Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

В новом магазине самые дешевые цены. Этот поступок свидетельствует о состоянии доброты человека. Принципиально важным предполагается такой подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. Ломка феодальных пут дала свои результаты. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. Есть возможность тяжелых осложнений. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Задание 5.Найдите ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Исправьте предложения. Для справок пользуйтесь Толковым словарем или "Словарем трудностей" русского языка.

Триумфом пьесы Горького "На дне" являются слова Сатина о человеке. Ионыч гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. Большая половина игры проходила у ворот команды "Заря". Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. Первая трудность произошла со стройматериалами. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

studfiles.net

Частица не с существительными

Упражнение 36. Вспомните правило о правописании частицынес существительными. Спишите, раскрывая скобки.

Это (не)правда. Павел (не)специалист в филологии. (Не)приятель подступил вплотную. Нас погубят (не)(не)счастья, а (не)верие в свои силы. Он писал романы и (не)романы. Фашисты настоящие звери, (не)люди. (Не)взгоды нас не сломят, (не)правда ли? (Не)друг (не)принесет столько вреда, сколько изменивший друг, разве это (не)правда? Это (не)осторожность, а трусость. На уроке мы изучали (не)металлы.

Частица не с прилагательными

Упражнение 37. Вспомните правило о правописании частицыне с прилагательными. Спишите, раскрывая скобки.

I. Это был (не)большой, (не)взрачный, (не)выразительный мужчина. У нее был (не)детский, серьезный взгляд. Комната (не)большая, а крошечная, свет в ней (не)резкий, а приглушенный. Тебе (не)угодить: и мед (не)цветочный, и климат (не)морской, и песок (не)желтый. Он раздражал своей (не)мужской уступчивостью и (не)спортивной, обрюзгшей фигурой. Его суждения (не)глубокие, а легкомысленные. Горы (не)высокие, но лесистые, (не)крутые, но живописные. (Не)понятные ученику слова, (не)нужные для дела подробности, поведение, (не)достойное мужчины, совсем (не)похожий на мать мальчик. Ошибка совсем (не)заметна, площадка (не)пригодна для стройки. (Не)склонная к полноте женщина, (не)готовый к службе призывник. (Ни)кому (не)известный актер, далеко (не)новая тема, вовсе (не)приятная встреча, отнюдь (не)простое решение. Они (ни, не)(в)чем (не)похожи на мать. Он (ни)когда (не)весел. Ты (не)готов к экзамену и (не)должен его сдавать, а я (не)обязан тебе помогать. Ты (не)рад? Для меня нет (ни)чего (не)возможного, а для него – (ни)чего (не)законного. Весьма (не)продуманное решение, крайне (не)обдуманный поступок, очень (не)красивое поведение, почти (не)знакомый человек. В математике у Кати совсем (не)большие достижения, но все же достижения. (Не)смотря на твое хвастовство, в математике у тебя совсем (не)большие достижения.

II. Мамин почерк (не)разборчивее твоего. Забор был (не)выше и (не)лучше прежнего. Он исполнил арию с (не)меньшим успехом. Это (не)худший вариант.

III. (Не)различимые вдали силуэты, (не)растворимые в воде удобрения, (не)зависимый эксперт, (не)исправимый лгун. Остров (не)обитаем, страна (не)зависима. (Ни, не)(с)чем (не)сравнимые впечатления, отнюдь (не)устранимое явление. (Ни, не)кем (не)победимая армия, (ни, не)для кого (не)постижимый случай. (Не)любимый (ни, не)кем человек, (не)движимый воздухом пух, (не)изменяемый учителем текст, (не)склоняемые в русском языке существительные, (не)делимая пополам сумма, (не)терпимое в обществе поведение. Кому (не)известен пыл (не)офитов?

Частица не с числительными и местоимениями

Упражнение 38. Вспомните правило о правописании частицынес числительными и местоимениями. Спишите, раскрывая скобки.

Их было (не)трое и (не)четверо, он учится (не)в пятом классе, (не)каждый так поступит, я нес это (не)себе. Это был (не)кто в сером. (Не)что подобное я уже слышал. Это был (не)кто иной, как наш Ваня. (Не)чего делать – помоги мне. (Не)кому пожаловаться, (не)чем хвастаться.

Частица не с глаголами и деепричастиями

Упражнение 39. Вспомните правило о правописании частицы не с глаголами и деепричастиями. Спишите, раскрывая скобки.

(Не)взвидеть белого света, (не)взлюбить преподавателя, (не)годовать по поводу (не)ряшливости учеников. (Не)торопился и шел (не)спеша. Ему (не)хватает опытности и (не)достает терпения. Гуляем (не)взирая на дождь. Критикуем (не)взирая на лица. Ты (не)доварила картошку и (не)досолила суп. Ты (не)досмотрела за ребенком, и он порезался. (Не)досмотрела этот скучнейший фильм до конца. Почему ты постоянно (не)доедаешь суп? Сейчас многие люди (не)доедают.

studfiles.net

Лексические нормы - ошибки и нарушения

Лексика (лексикология)- раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка с различных точек зрения: изменения значения слов, их происхождение, пополнение словаря заимствованными словами и т.д..

Лексическими нормами считаются нормы употребления слов в соответствии с их значениями, уместное употребление слов, правильный выбор слова в зависимости от ситуации общения и т.д.

В речи довольно часто можно встретиться с ошибками, относящихся к этому типу.

Типы лексических ошибок и нарушений (примеры)

  •  Лексическая несочетаемость:

«В спортзале висела треугольная груша». Сочетание треугольная груша неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная.

  •  Неоправданный пропуск слова:

«Н. занял первое место (пропущено слово в олимпиаде) по английскому языку». «Характеру Аркадия, как и его отцу, (нужно характеру его отца) свойственна мягкость». «Белорусский народ будет жить плохо, но недолго».

  •  Многословие —  неоправданный повтор слова:

Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам.

это неоправданное использование однокоренных слов: Начало сессии начнется в конце этого месяца.

это  употребление ненужных уточняющих слов: «Хочу познакомиться вас с этим юным вундеркиндом».

  •  Неоправданное употребление антонимов:

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.

  • Неоправданное употребление в речи заимствованных слов:

«Он носит бадж полицейского». «Анакопийская пропасть находится у курортном эпицентре, в Новом Афоне».

  • Неоправданное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики:

Список претензий длинен: подавление протестной активности, схлопывание деятельности неправительственных организаций

  • Неоправданное употребление стилистически окрашенных слов, в частности канцеляризмов — слов с ярко выраженной окраской официально-делового стиля :

За неимением красной розы жизнь моя будет разбита (использование отыменных предлогов). Необходимость усиления внимания изучению… ((использование отглагольных существительных). Я обязательно поговорю с ним по этому вопросу (употребление универсальных слов). От неизвестного вируса скончался петух.

  • Ошибки на неверное использование синонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов

(См. раздел Точность).

  •  Смешение понятий:

«В ее разговоре Мартыну главным образом нравилась важная манера произносить букву р , словно это была не буква, а целая галерея, да еще с отражением в воде». Произошло смешение понятий «звук» и «буква». Речь идет о звуке «р» и его произнесении. Опасения врачей не оправдались

  • Неверный выбор синонима:

«Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий»- В данном контексте предложения следует употреблять слово «архитектор».

  • Неверное употребление многозначного слова или омонима:

Вытянули носочки

  • Смешение паронимов — слов, близких по звучанию, но различных по значению:

Приносим извинения за предоставленные неудобства

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Разновидности лексических Ошибок

Поиск Лекций

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ СПОСОБЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ Книга - источник познания. Книга - источник знания.
СМЕШЕНИЕ ОМОНИМОВ Побывать на дне науки. Побывать на праздновании Дня науки.
НЕУСТРАНЕННАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА, ПРИВОДЯЩАЯ К ДВУСМЫСЛЕННОСТИ Вратарь не смог поймать мяч, но добить его было некому. Вратарь не смог поймать мяч, добить которыйбыло некому.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ Главная сила Сибири – в ее обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири - в ее богатейшей минерально-сырьевой базе.
ПЛЕОНАЗМ монументальный памятник главнаясуть – монумент; – суть
ТАВТОЛОГИЯ Наряду с этими признаками имеется и ряддругих. Наряду с этими признаками имеются и другие.
НЕТОЧНЫЙ ВЫБОР СИНОНИМА Он был педагогом русского языка. Он был учителем русского языка.
НЕТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Взять быка на рога. Взять быка за рога.

Основные понятия темы

Качества речи – свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

Точность речи – коммуникативное качество речи, которое обеспечивает соответствие её смысловой стороны речи отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учёта многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.

Многозначность – способность слова иметь несколько значений, объединённых общим смысловым компонентом.

Омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанные между собой по значению.

Омофоны – это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся и имеют различные значения.

Омографы – это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся и имеют различные значения.

Омоформы – это слова, которые только в одной форме одинаково пишутся и произносятся, но имеют различные значения.

Паронимы – слова, частично совпадающие по звучанию, но разные по значению.

Синонимы – это слова, частично или полностью совпадающие по значению и разные по звучанию.

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.

Лексическиенормы (нормы словоупотребления) – правильность выбора слова и уместность его употребления.

Лексическиеошибки – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления.

Неустраненная многозначность слова, приводящая к двусмысленности – это употребление слов, которые можно истолковать по-разному.

Плеоназм (речевая избыточность)– словосочетание, содержащее одинаковые по значению слова.

Тавтология (речевая избыточность) – повторение в предложении однокоренных слов.

ТЕМА: Проблема ПОНЯТНОСТИ речи в аспекте лексики. Специфика употребления иноязычных слов, профессионализмов, диалектизмов и терминологической лексики.

Содержание:

  1. Лексика с точки зрения сферы употребления.
  2. Нарушение понятности речи.

3. Специфика употребления иноязычных слов, профессионализмов, диалектизмов и терминологической лексики.

 

 

 

 

ВАРВАРИЗМЫ

Маша конфиденциальнорассказала об этом своей подруге.

Желаем консенсуса в семье!

Запомните!В разговорной речи рекомендуется избегать употребления иноязычных слов, если есть русские слова с таким же значением: индифферентно (рус. равнодушно), ординарный (рус. обыкновенный), корректив (рус. исправление), лимитировать (рус. ограничивать) и др.

разновидности лексических Ошибок

poisk-ru.ru


Смотрите также